Наши достижения

Нет необходимости доказывать, сколь важным периодом становления личности является детство и юность, когда формируются такие качества, как ответственность и свобода выбора, чувство справедливости, доброты и уважения других людей, гражданственности и веры, человеческого и национального достоинства.

Искусство – область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества.

Роль художественного образования, которое наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно осуществляется в системе школ искусств, без преувеличения огромна в сложном деле воспитания и развития: развития эстетических чувств, эмоциональной культуры, т.е. умения сопереживать, сочувствовать, ориентироваться на высокие нравственные идеалы.

Именно художественное образование, по сути своей, призвано формировать тонкую, гибкую систему ценностных ориентаций ребенка, противостоять примитивному восприятию мира на уровне простых оппозиций: свой – чужой, наши – не наши, люблю – ненавижу, модный – немодный, крутой – некрутой. На уроках искусства ребенок обретает опыт мудрости, служения идеалам нравственности, долга, ответственности, противостоянии агрессии.

Под руководством педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы других культур, учатся тактично и уважительно относиться к явлениям непонятным, но важным для других наций. Никакие иные дисциплины образовательной сферы не направлены на воспитание толерантности столь последовательно и прямо, как циклы художественного образования.

Невозможно преувеличить громадную роль художественного образования в противостоянии агрессивной экспансии низкопробной массовой культуры, которая особенно жестко влияет на ментальность подростков. Надо отметить, что педагоги сферы художественного образования не идут по пути аппретов, навязывания детям непонятных им вкусов и ценностей.

День за днем, год за годом, кропотливо и деликатно преподаватель вместе со своими воспитанниками проходит путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность и глубину. Этот процесс направлен на формирование у обучающихся новых эталонов прекрасного, устремленности к незнакомым ранее образцам.

Умение слышать и понимать хорошую музыку, разбираться в текстах великих писателей, отличать настоящую живопись от массового пошлого кича, искусство кино от примитивных поделок – это важный этап приобщения к культуре. Постепенно ребенок начинает получать эстетическое удовольствие от подлинного высокого искусства. Такой духовный опыт, в свою очередь, влияет на формирование жизненных ориентиров.

Есть еще необыкновенно значимый момент, лишний раз демонстрирующий истинное предназначение школ искусства в современный период развития нашего общества. Это - профессиональная подготовка будущих художников, музыкантов, дизайнеров.

Средняя школа дает базовое, т.е. общее образование. Однако быть необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации – это уже задачи, во многом решаемые школами искусств.

Если базовое школьное обучение проходят, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то образование в школах искусств многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.

Есть возможность выбирать то, что близко их природе, что отвечает их внутренней потребности, помогает удовлетворить интересы, образовательные запросы и т.д. В этом смысле ценность данного обучения в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает растущему ребенку в профессиональном самоопределении, способствует реализации его сил, знаний, полученных в базовом компоненте – в общей средней школе. За счет большой вариативности и наличия большого выбора программ, в школе искусств в полной мере можно использовать интернациональный, личностный подход.

Сегодня целью и задачей деятельности педагогического коллектива школы стало создание условий, позволяющих каждому одаренному ребенку получать дополнительное образование на уровне своих возможностей, учитывая запросы социума. А для выполнения этих целей и задач отслеживается все новое в музыкальной педагогике и внедряется в учебные образовательные программы.

Воспитанники «Пайгармской детской школы искусств» осваивают навыки музицирования, овладевают азами хорового пения, изучают музыкально-теоретические дисциплины, знакомятся с лучшими образцами мировой и национальной культуры. Юные музыканты занимаются в классах фортепиано, гитары, баяна, ИЗО.

Одаренные дети школы регулярно принимают участие в различных городских, зональных, республиканских и даже в международных фестивалях и конкурсах, где неоднократно удостаивались званий лауреатов, дипломантов:

 

  1.   концерт Рузаевского муниципального района в рамках XVIII Республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» г. Рузаевка
  2.   Творческий конкурс профсоюзного комитета военнослужащих РФ «Современная армия и флот на рубежах России» I место Немов Илья, II место Куркина Юлия, III место Дураев Ярослав;
  3.   Всероссийский творческий конкурс «Национальные образы глазами детей» I место Немова Мария, I место Киселев Алексей;
  4.   III Муниципальный фестиваль педагогического мастерства;
  5.   «Рождественская выставка» - 19 работ;
  6.   Рождественский концерт в Свято-Троицком храме г.Рузаевка – Гунина Анастасия (соло);
  7.   Региональный фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Траектория мысли» г.Заречный  - II место Шичкина Варвар (соло) преп. Д.Л.Коряченко, II место Рузаева Валерия и Рузаева София (дует) преп. Д.Л.Коряченко;
  8.   Республиканский конкурс по рисунку Немова М, Куркина Ю, Илюшкин М –дипломы за участие, преп.Л.А.Масленникова;
  9.   Международный конкурс детского рисунка «Через искусство – к жизни» I место - Немова Мария, I место –Куркина Юлия, преп. Масленникова Л.А.;
  10. Республиканский конкурс «Звонкие голоса» - диплом за участие;
  11. Республиканский конкурс детского художественного творчества «Салют, Победы!» - победитель Канаева Галина преп.Масленникова Л.А;
  12. II республиканский конкурс детского творчества «Благовест» 5 дипломов:
  13. I место Куркина Юлия; II место Рузаева София, III место Мелякина Юлия, III место Илюшкин Максим,IV место Немов Илья;
  14. Т.П.Немова приняла участие в II Международном форуме педагогов г.Москва.

Основное содержание образования в школах искусств – практико-ориентированное, деятельностное: здесь обучающийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания. Такое образование – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Знания, полученные таким путем, личностно значимы. Через свое собственное маленькое открытие дети открывают мир и находят свое место в нем.

Одна из главных задач школы искусств - помочь родителям посредством искусства и музыки подготовить их детей к жизни, превратить в самостоятельные личности с повышенной конкурентоспособностью по всем направлениям.

Искусство должно стать неотъемлемой частью общего образования, потому что именно оно делает человека умнее, восприимчивее, внимательнее, развивает в нем социальные навыки, перцептивно-моторные функции, навыки математического мышления и речи. Искусство способствует развитию всех отделов головного мозга, улучшению восприятия, обострению ума и совершенствованию интеллекта.